Строительная пыль укрыла братскую могилу

В центре Солнцево остатки стен клуба-столовой и аккуратные штабеля кирпичей.

Корреспондент «Донбасса» попытался выяснить, с чьего благословения отдаются на слом сельские Дома культуры

«Новые хозяева не намерены считаться с сельчанами»

«Пишут вам жители села Привольное Волновахского района, благосостоянию которых в свое время завидовала вся округа. Была востребована и наша продукция - ежегодно мы отправляли в торговую сеть до семи тысяч тонн яблок, груш, слив, земляники. Кроме нас, на обрезке садов и сборе урожая неплохо зарабатывали многие десятки сезонников из Мариуполя, Волновахи, Донецка. Однако после развала Советского Союза известность совхоза «Транспортник» скатилась ниже плинтуса. Правда, с уходом под крыло Мариупольского металлургического комбината имени Ильича мы несколько воспряли духом. Но ненадолго. Возрождение садов так и не состоялось, а когда Владимир Семенович Бойко отдалился от дел, под угрозой исчезновения оказались и их остатки.  

Сегодня мы, по имеющимся сведениям, числимся за дочерним предприятием «Ильич-Агро-Донбасс» ООО «Харвист холдинг». Вернее, не мы, а наше имущество вместе с объектами соцкультбыта. В частности, поползли слухи о том, что генеральный директор дочернего предприятия Пешехонов Максим Вячеславович намерен продать отремонтированный при Бойко клуб, на втором этаже которого находится столовая со всем необходимым оборудованием. И это, чувствуем, не пустая угроза: возле складов, где хранится собранный нами в прошлом году урожай, он выставил удвоенную охрану. А это свидетельствует о том, что новые хозяева не намерены считаться с сельчанами.  

Но мы-то пока еще не умерли, в Привольном осталась часть молодежи, которой духовная пища важна не менее материальной. А где подрастающее поколение сможет ее получать? На улице или у торговых точек?..»

(Из обращения в редакцию. Всего семнадцать подписей).

Узник концлагеря обвиняет

Опасения привольненцев относительно будущего объектов соцкультбыта не лишены основания. Буквально накануне получения жалобы я ездил в село Солнцево  Старобешевского района, в котором базировался однотипный с «Транспортником» совхоз «Радянская Донетчина», где полным ходом идет разборка клуба-столовой. Заодно, как рассказала корреспонденту «Донбасса» председатель женсовета Галина Вороненко, на слом пошли пять двухэтажных общежитий, построенных для студентов и сезонных рабочих.

- После того, как отжившее свое сады вырубили и раскорчевали, потребность в общежитиях отпала, - посетовала собеседница. - Заодно опустела и часть домов сельчан. Но ведь не все выехали из Солнцево, здесь осталось подавляющее большинство людей, которые пытаются возродить жизнь в селе. Но, поверьте, у многих при виде на этот погром опустились руки.  

- Двухэтажки и клуб-столовая на совести руководителей-временщиков, - уточняет бывший начальник мехотряда, малолетний узник гитлеровских концлагерей Виктор Папенфот. - Насколько мне известно, строения были отданы в залог поставщикам горючего, химических удобрений и запасных частей под будущий урожай. Более того, у нас здесь все уверены, что долги никто возвращать не собирался. В конечном итоге центральная часть Солнцево обрела сходство с полученными от бомбежки руинами.

Занятые на разборке клуба-столовой молодцы отказались хотя бы накоротке пообщаться с журналистом. Один принципиально повернулся спиной к объективу фотоаппарата, а двое других поспешно спрятались за штабелем аккуратно сложенных кирпичей. Разумеется, с рядовых исполнителей взятки гладки, но ведь кто-то же должен ответить за то, что накатывающаяся от руин пыль оседала на плитах братской могилы в самом центре села.  

Хоть досрочно помирай

Прежде чем отправиться в Привольное, я встретился с председателем Волновахского райисполкома в отставке Николаем Еременко и попросил прокомментировать положение на селе.  

- В свое время власти держали под неусыпным контролем все главнейшие вопросы, - сказал он. - Однако требовали мы высоких надоев и тучных урожаев исключительно ради  конечного результата - повышения благосостояния рядовых сельчан. И  оно год от года  только росло. Были построены тысячи прекрасных домов, десятки школ, детсадов, Домов культуры. Таким образом закладывалось весьма перспективное будущее отечественного села, в частности - того же Привольного, Степного, Ивановки... На мой взгляд, село сегодня уничтожается лишь для того, чтобы земля отошла в руки наиболее предприимчивых соотечественников. Ну а простому человеку хоть ложись да помирай.

Последнюю фразу Николая Еременко я вспомнил, когда из распахнутых дверей  Привольненского клуба услышал надрывный кашель.  

- Это наша библиотекарша, - объяснил директор пребывающего в базе ликвидации «Транспортника» Анатолий Алпеев, - Ирина Щербатюк. На улице тепло, а неотапливаемое всю зиму здание никак не прогреется.

Окончательно простыв в неотапливаемом помещении «очага культуры», библиотекарь из Привольного Ирина Щербатюк с трудом отвечала на вопросы корреспондента.

Окончательно простыв в неотапливаемом помещении «очага культуры», библиотекарь из Привольного Ирина Щербатюк с трудом отвечала на вопросы корреспондента.

Впоследствии я поинтересовался у заведующего отделом культуры Волновахской райгосадминистрации Виктора Крутого, какие еще клубы зимой не отапливаются.

- Да практически все на голодном пайке, - ответил он.

Трещат стропила по ночам

Из слов генерального директора ФИ «Ильич-Агро-Донбасс» Максима Пешехонова я понял, что Привольненский клуб в свое время был передан на баланс ММК имени Ильича, а сегодня является собственностью холдинга. Правда, он не подтвердил слухи о возможной его продаже на слом.

- В случае, если местные власти изъявят желание выкупить объект, возражений с нашей стороны не будет,  - добавил он.

- А если с точно таким же предложением к вам обратятся другие желающие, скажем, представители фирмы, специализирующейся на разборке сельского соцкультбыта и частных домов землепашцев?

- Ну это уже не наша проблема...

Честно признаться, о существовании такой фирмы мне ничего неизвестно. Зато я доподлинно знаю, что в селах Тельмановского, Старобешевского и Волновахского районов действуют бригады, которые скупают на слом опустевшее жилье, животноводческие фермы и другие объекты. Не гнушаются они садами, заборами и даже собачьими конурами. Каждая ветка и каждая щепка складируется и затем идет на дрова.

Помимо организованных бригад существуют стихийно возникающие группы и отдельные кустари, которые совершают опустошительные набеги на дома и бывшие коровники. Бывает и так, что за одну-две ночи от вполне добротного еще строения остаются лишь стропила да ободранные стены. Разу-меется, здесь мне могут возра-зить: «Стоит ли слезы лить по поводу одного, проданного на слом «очага культуры»? У нас, мол, в руины превращены целые предприятия и горняцкие поселки».

Всё верно, однако не следует забывать, что таким образом сельчан лишают последнего - возможности хотя бы сносно жить, работать, отдыхать. А коль так, то ему не остается ничего другого, как бежать прочь с земли, откуда его вытесняют всеми доступными средствами.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: