Марк Бровун: ушел, осуществив мечту

Марк Бровун мог говорить  о любимом театре часами...

Всё еще не верится, но… Вчера в Донецком национальном академическом музыкально-драматическом театре простились с его художественным руководителем, который долгие годы был источником энергии и вдохновения, двигателем всего коллектива: в ночь с 8 на 9 октября на 67-м году жизни скоропостижно скончался народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Марк Бровун.

Марк Матвеевич гордился театром так сильно, как не каждая мать родным ребенком: с какой бы темы ни начался разговор, заканчивался всегда рассказом о премьерах, творческих планах и наполняемости зала. А папка с показателями и графиками, казалось, всегда была при нем.

- Хоть мои помощницы (сотрудницы литературной части театра) меня и ругают за то, что я увлекаюсь цифрами, но я не могу отказать себе и вам в таком удовольствии, - подсмеивался над собственной слабостью худрук на своей, как выяснилось, последней пресс-конференции в связи с началом нового театрального сезона. И с довольной улыбкой демонстрировал разноцветные столбцы и кривые, сравнивая показатели самых крупных и популярных театров Украины: в некоторых вопросах донецкая муздрама может дать фору даже Национальной опере! Финансовая независимость театра, возможность ставить дорогостоящие постановки, не рассчитывая на помощь со стороны, - еще одна причина его радости.

Что интересно: при всей своей любви к артистам и священным процессам, происходящим за кулисами и на сцене, Бровун был достаточно строг. Признавал, что не каждый спектакль, даже если над ним трудились долго и кропотливо, он готов презентовать зрителю. «Мы заботимся о нашей публике, делаем всё, чтобы каждая премьера доставляла людям удовольствие», - говорил худрук, который контролировал не только творческую часть, но и все прочие моменты жизнедеятельности такого сложного микромира, как театр.

Результат столь трепетного отношения одного, но целеустремленного человека сейчас виден нам всем - донецкая муздрама переживает период расцвета: разножанровые премьеры на любой вкус проходят с неизменным успехом, каждый год открываются  новые сценические площадки... То есть театр находится в том самом состоянии, в котором Марк Бровун всегда мечтал его видеть. И именно в это время он его оставил. Когда ребенок вырос, и за него уже не страшно...

Об истоках своей фанатичной любви к театру Марк Матвеевич рассказал в интервью «Донбассу» в июле прошлого года накануне своего 65-летия:

- Вообще сюда меня манило с самого детства: так получилось, что вся моя дворовая компания состояла из детей актеров драмтеатра, который в те годы работал в здании театра оперы и балета. Конечно, всё свободное время мы проводили за кулисами. Это было страшно интересно: рапиры, шпаги, плащи - даже запах здесь был особенный! Я так проникся этим волшебством перевоплощения, что и сам подумывал пойти на актерский. Хотя в семье никто не имел отношения к театру. В роду со стороны мамы были кадровые офицеры, даже контрадмирал! Со стороны отца - известные врачи, ученые. Но отец категорически запретил мне даже думать о театральном и заставил выбрать другое дело. До войны он серьезно занимался спортом, особенно конькобежным. Я пошел по его стопам, но занялся борьбой. И я бы не ушел из спорта, но друзья из театра стали активно приглашать: им нужен был надежный человек, который мог бы заниматься организационной работой. А у меня к тридцати годам уже был колоссальный опыт проведения различных чемпионатов - и Украины, и Сове
тского Союза. Я согласился, хотя, когда пришел в театр - понял, что он в неважном состоянии: уж очень отличался от того, каким я его помнил в детстве, без флёра и розового цвета... Но я был готов работать ради своей мечты!..

- Сегодня многие говорят о том, что Марк Матвеевич умер вследствие тяжелого онкологического заболевания. На самом деле, он как раз шел на поправку, и его уход стал полной неожиданностью для всех нас, - объяснили в театре. И заверили, что Бровун оставил достаточно много единомышленников, которые разделяют его взгляды и смогут достойно продолжить дело:

- О том, кто станет преемником, мы будем думать после того, как проводим нашего руководителя. Но главное, что уже в четверг театр заработает в привычном ритме: мы знаем, что наш худрук одобрил бы это решение. А в субботу состоится премьера спектакля, которую он очень ждал, - «Чисто женские игры». Работа над другими заявленными постановками продолжится, как и планировалось при жизни Марка Бровуна.

... После последней пресс-конференции я подошла к Марку Матвеевичу, чтобы обсудить с ним материал к 80-летнему юбилею театра, который случится в ноябре. «Конечно, с удовольствием! Давайте встретимся и обговорим концепцию!». Не успели… Впрочем, учитывая количество жизненной энергии неугомонного худрука и его колоссальные планы, могу предположить, что в категорию «хотел, но не успел» войдет огромное количество дел. Однако главное то, что выполненных - несравнимо больше. Марк Матвеевич, спасибо вам за это, за театр, который вы всем нам оставили. Правда, лично я никак не могу себе представить, что теперь, переступая его порог, я вас больше никогда не увижу…

Коллектив Донецкого национального академического музыкально-драматического театра глубоко скорбит в связи со смертью художественного руководителя театра Марка Матвеевича Бровуна.

Театр был для него смыслом существования, его реализовавшейся мечтой, которой он отдал всего себя без остатка. Он был талантливым руководителем, мудрым наставником, настоящим другом и заботливым отцом - душой и сердцем театра. Своим безвременным уходом он осиротил весь коллектив. Светлая память о нем будет всегда с нами.


Ирина Панская.
Читайте также: