Профессоров для Колумбии и Германии растит донецкая пианистка

Татьяна Киреева остается верна исполнительскому искусству. Без музыки - ни дня!

Вчера в Донецкой государственной музыкальной академии им. Прокофьева состоялся концерт известной донецкой пианистки, профессора Татьяны Киреевой и ее учеников. А совсем скоро эта удивительная по своей работоспособности женщина выпустит девятую монографию - и станет единственным в нашей стране профессором кафедры музицирования, имеющим такой колоссальный творческий багаж, включая 150 научных статей! Несмотря на активную преподавательскую деятельность, Татьяна Ивановна продолжает играть.

- Ну конечно! - смеется Киреева. - Я же всю жизнь об этом мечтала: была лучшей ученицей своего музучилища в Ива-но-Франковске. Занималась по 10-12 часов в сутки: хотела стать лучшей пианисткой в мире! Кстати, в Донецк попала по воле случая: должна была учиться в Питере, но на свою голову приехала на год в шахтерскую столицу. Уехать из этого прекрасного города уже не получилось. Из-за любви!

Тем не менее, возможность покинуть вторую родину, Донбасс, возникала не раз.

- Да, однажды я почти переехала жить за границу! - с улыбкой признается Татьяна Ивановна. - Уверена, что читатели «Донбасса» помнят, какими тяжелыми были 90-е годы. В тот период многие выдающиеся музыканты современности, вместе с которыми мне довелось играть, уезжали по приглашениям зарубежных консерваторий. К примеру, великолепный скрипач Александр Запольский - сейчас он в Бельгии является концертмейстером королевского симфонического оркестра. Григорий Колос, альт, работает в Германии. Мы вместе записывались и на радио, и на телевидении. Так вот, а я сегодня могла бы жить в Швейцарии. В 95-м году мы со студентами поехали в Берн на конкурс-фестиваль для молодых музыкантов со всего мира. Наши концерты прошли с оглушительным успехом, и ректор консерватории пригласил меня остаться работать. Однако, когда вернулась в Украину и стала оформлять документы, выяснилось, что деятельность донецкой консерватории под угрозой из-за дефицита финансирования. И её не станут расформировывать только при условии поддержки опытных кадров. Тогда я приняла это важное решение - остаться здесь. С тех пор начала ещё активнее заниматься научной работой и писать книги - о донецких композиторах, о музыке. Зачем? Много лет я активно концертировала, но однажды поняла: хочу высказаться, поделиться опытом, впечатлениями, дать совет. Концерты отзвучали - и ушли. А книги остаются: я дарю их вузам, музучилищам. Последние 15 лет я много езжу по Украине с оказанием методической помощи по направлению Министерства культуры: всю страну уже объездила! И на предложения принять госэкзамены всегда откликаюсь. Кстати, до них далеко, а меня ещё в ноябре различные вузы стали к себе звать. Наверное, причина в том, что даже экзамены я провожу так, чтобы студенты еще больше полюбили наше искусство и активнее стремились к росту. Говорю им: «Ребята, ну поставила я вам четвёрку - это всё относительно. В искусстве каждый день нужно идти вперёд: чем больше будете трудиться, тем большего успеха достигнете!»

У профессора Киреевой больше четырёхсот выпускников.

- Да, ученики - моя самая большая гордость! - признаётся собеседница. - Они становятся лауреатами международных конкурсов, заслуженными деятелями искусств Украины и других стран. Более того, многие, опять-таки, уезжают работать за границу. Например, Ирина Крупина - помню её замечательной хохотушкой и талантливой студенткой. Сейчас она профессор в консерватории в Колумбии, стала там незаменимой. Руслан Юрко преподаёт в Германии. В общем, я ими довольна! Ну а секрет того, как мне удалось так многого добиться - в том, что у меня был замечательный муж - мой надежный тыл и опора. К сожалению, он рано ушел из жизни… Я сейчас очень переживаю из-за того, что у моих девочек-студенток нет таких мужчин. А они-то - умницы, красавицы и очень талантливые. Так что я помогаю им изо всех сил раскрыться и добиться признания!

К Ротару ходили в гости, а Мартынова - принимали

«Мы с покойным супругом первыми в консерватории получили квартиру: она была совсем крохотная, зато своя! И с тех пор все праздники проходили у нас. Порой одновременно принимали по полсотни человек: и студенты, и преподаватели, и приезжие друзья, включая Евгения Мартынова. Он нас с мужем любил и часто к нам заезжал. Всегда звонил накануне, предупреждал, а я у него спрашивала: «Женя, чего тебе хочется?» Мартынов очень любил мёд, и я ему ставила на стол трехлитровую банку. Ох, как он радовался, когда я играла ему Бетховена и Шопена. А как они пели на пару с мужем у рояля! Соседи обожали такие вечера и просились в гости. А с Софией Ротару супруг начинал играть в ансамбле украинской музыки: они дружили ещё со времен учебы в черновицком музучилище. После часто ездили вместе на правительственные концерты в Москву. Позже и я с ней познакомилась, так что, когда бывали в Киеве, заходили к ней на чай».


Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: