Оперный решили достроить. 70 лет спустя

Главный архитектор проекта реставрации и реконструкции театра Михаил КОНЫГИН убедил обозревателя «Донбасса»,  что после строительных работ здание оперного станет  самым красивым в Донецке.

Самое обсуждаемое событие недели, которое отдельные общественники уже пытаются превратить в масштабный скандал с участием президента, - это презентация проекта реконструкции здания Донецкого театра оперы и балета. До начала работ ещё далеко, и новый театральный сезон «Донбасс опера» начнёт в привычном режиме, представляя премьерные спектакли. Однако изучение проекта на государственном уровне и разработка сметы стартуют в июне.

Исторический факт: здание, в котором сейчас расположен донецкий оперный, было спроектировано под драматический театр, то есть без учёта нюансов, важных для оперы и балета. Даже сцена представляет собой пространство, малопригодное для исполнения па-де-де и фуэте. Тем не менее, более семидесяти лет - открытие театра произошло в апреле 1941 года - труппа жила и развивалась в таких условиях.

- Мы очень много лет работаем на высоком уровне вопреки тому, что для артистов не хватает гримёрок, им не то что пообедать - репетировать негде! - объясняет гендиректор театра Василий Рябенький. - Несколько десятилетий назад эта проблема была менее актуальна, но сейчас труппа растёт, мы замахиваемся на такие масштабнейшие постановки международного уровня, как «Летучий голландец», находясь в крайне стеснённых условиях. Для любого театра даже ремонт - тяжёлое событие, потому что нет ничего страшнее, чем потерять за время строительных работ артистов и зрителя. Но мы просто вынуждены рискнуть и пойти на реконструкцию.

Обсуждение данного вопроса началось ещё в 2007 году. И если изначально говорилось о том, что здание театра расширят за счёт пристройки в сторону бульвара Пушкина - благодаря этому появятся авансцена, репетиционный зал, гримёрные, то сейчас речь идёт о реконструкции здания в целом - и внутри, и снаружи, от чего выиграют не только артисты, но и зрители. Например, в зале станет на пятьдесят мест больше, появятся оборудованные места для людей с ограниченными физическими возможностями, заработает современная система кондиционирования.

Что касается фасада, то, согласно мнению архитекторов-реставраторов, членов проектной группы, не стоит упускать шанс наконец-то достроить здание театра! Оказывается, согласно задумке его архитектора Людвига Котовского, крыша и стены должны выглядеть более торжественно - всё это отражено в сохранившихся проектных документах. Сам автор не успел этого сделать по двум причинам: его обязали ввести здание в эксплуатацию ко дню рождения Сталина, разрешив доделать всё после, но этого не случилось из-за начала войны.

В общем, спустя 70 лет у нас есть шанс узнать, каким хотел видеть театр его автор. Правда, вместо героев эпохи соцреализма и барельефов на тему «Рабочий и колхозница» по понятным причинам будут использованы древнегреческие сюжеты.

В то время как руководство и артисты театра морально готовятся к сложным временам - уже вовсю идут переговоры о длительных заграничных гастролях, в частности, дончан готовы принять во Франции и Дубаях, - некоторые представители общественности разворачивают антиреконструкционную кампанию. И уже обратились с письмом к Януковичу, утверждая, что архитекторы задумали надругаться над памятником архитектуры. Однако специалисты в ответ на подобные заявления лишь пожимают плечами: разрушать они ничего не намерены - наоборот, хотят достроить здание. А затем подать документы, чтобы донецкий оперный признали памятником истории Украины национального значения.


Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: