Раскрываем секреты первого фильма о Высоцком
Сегодня на экраны выходит самый громкий проект года - фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». И дело даже не в том, что он рассказывает о далеко не всем известном факте из жизни великого барда и актера (в 1979 году в Узбекистане у Владимира Семеновича стало плохо с сердцем, он пережил клиническую смерть). Это вообще первая художественная лента о Высоцком, к тому же снятая по сценарию его сына с привлечением актеров первой обоймы российского кинематографа. Оксана Акиньшина, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Безруков, Анна Ардова, Владимир Меньшов - каков цветник?! Даже для режиссера Дмитрия Астрахана роль нашлась. Во время сверхзасекреченных съемок происходила масса интересного, а имя актера, сыгравшего главную роль, «гримировали» чуть ли не как его самого. Что ж, давайте вместе срывать покровы тайн.
Сын вынашивал идею более четверти века
Как признается Никита, сын Владимира Семеновича и директор Государственного музея Высоцкого (находится в Москве, на Таганке), толчком к появлению картины стало предложение генпродюсера Первого телеканала Константина Эрнста написать сценарий, поступившее пять лет назад.
- К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, передач, телевизионных проектов. Вышли десятки книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали одни и те же люди, они ходили по кругу. И мне кажется, что тогда, пять лет назад, эта «угольная шахта», документально-мемуарная, уже полностью была выработана, - отмечает Никита Владимирович. - На самом деле люди до сих пор продолжают работу в этом направлении, но это на 99% повтор того, что уже было. Или новая интерпретация старого… Наша картина - это первый художественный проект о Высоцком.
По словам сына барда, историю, показанную в фильме, ему рассказал друг «всенародного Володи», актер Всеволод Абдулов сразу после его смерти. Никите тогда было всего 16.
- Когда я стал ее расписывать, то сделал это довольно легко, ведь она была со мной уже больше 25 лет, - рассказал он. - Наш фильм правдивый, но это художественная достоверность, а не документальная. Скажем, некоторые сцены и события мы привнесли из других историй, связанных с отцом, из другого времени, каких-то людей соединили, которые между собой не сталкивались…
Эта история «зацепила» Никиту еще и тем, что в ней его отец представлен по-разному: и как победитель, герой народного мифа - и как человек, который болел, страдал, ошибался, был подвержен влиянию, собственной инерции, у которого не всё получалось. То есть - настоящим.
Что же до любовной линии, то сын Высоцкого просит не искать параллели между героиней Оксаны Акиньшиной и теми, с кем у Владимира Семеновича были романы.
Оксана Акиньшина и «неизвестный герой», сыгравший роль барда.
- Это собирательный образ, - подчеркивает Никита. - У отца были не только романы с его тремя женами. Может, не очень этично мне об этом рассуждать, но я и при жизни его видел многих и был с некоторыми из них знаком...
Однако друзья Владимира Семеновича узнают в «собирательном образе» Оксану Афанасьеву - последнюю женщину Высоцкого, ставшую супругой Леонида Ярмольника.
Адские жара, напряжение и песчинки
Режиссером ленты стал Петр Буслов, снявший культовые «Бумер» и «Бумер-2». Родившийся в 1976-м, он никогда не слышал Высоцкого вживую. Но, как уверяют продюсеры, сумел ухватить самую суть… Он же подчеркивает, что сын барда постоянно был рядом с ним на съемках, став, по сути, проводником в мир Владимира Семеновича. «Если бы не Никита, я бы так близко не смог подобраться к персонажу, да и ко всему остальному», - уверен Буслов.
Между прочим, Петр стал третьим режиссером, взявшимся за этот проект. Двое предыдущих не потянули… «Если материал не поддается - значит, фильм получится хороший; это вам любой кинематографист скажет, - улыбается Буслов. - Прошлым летом, когда мы снимали, термометр зафиксировал максимальное количество градусов, и аномальная московская жара даже вошла в Википедию. Ни одна столичная группа не работала, все съемки были остановлены, занимались ими только мы. Снимали в павильонах, в которых от жары перегорели кондиционеры. А еще мы застали смог. Но забыли обо всем - так хотели снимать. Было жарко, нам подгоняли цистерны воды - и группа всё выдувала».
Досталось и в Узбекистане, где также проходили съемки. В краю пустынь температурные перепады - только держись. И, конечно, песок, который «убивал» кинопленку. Одна-единственная песчинка, попавшая на ленту, оставляла царапины, удалить которые невозможно. И весь отснятый материал уходил «в корзину».
А ведь было еще огромное эмоциональное напряжение. Все понимали: ЧТО и о КОМ снимают. И выкладывались, с неимоверным количеством дублей. Доводя каждую сцену до идеала.
Его сыграл…
Самую большую интригу создатели фильма закрутили вокруг того, кто же воплотил на экране образ Владимира Высоцкого.
- Мы решили - лучше это будет просто образ Высоцкого, - объясняет Никита. - Поэтому в контракте написано, что в титрах его имени не будет. И все, кто в курсе и связан контрактом, молчат… Мы могли бы найти двойника, одного из тех, кто деньги зарабатывает сходством. Как двойники Ленина, Сталина - вот такие же есть Высоцкие. Даже смотрели нескольких. Да, они ходят так же, стараются говорить так же. Но в итоге больше Джигурда получается... Можно на площади или на Арбате так деньги сшибать, но крупный план на экране подобного не позволит. Это работа в таких условиях, в таком гриме, с таким количеством производственных обязательств перед светом, камерой... При этом играть, любить, смеяться, страдать - это огромный труд.
Впрочем, не все, связанные контрактом, молчат. В начале этого года известный друг Владимира Семеновича, народный артист России Валерий Золотухин рассказал нашему корреспонденту («Донбасс» от 26 февраля):
- Мне боязно смотреть это кино: вдруг ожидания не оправдаются? Но я человек бесстрашный. К тому же считаю, что у Пушкина, Есенина и того же Высоцкого не убудет, если их кто-то сыграет - они свое дело сделали. Здесь больше ответственности на актере - провал такого кино ему не простят. Но, думаю, всё будет хорошо: там такие новые технологии применены, что они уже обеспечивают половину успеха. Сережу Безрукова - да-да, именно его! - гримировали пять часов. Можете себе представить?! Там такой пластический грим, с помощью которого удалось добиться колоссального сходства! Сережа показывал мне себя в гриме - фото в телефоне - просто поразительно! Даже не по себе стало. Наверное, такие же чувства будут у всех, кто знал Высоцкого живым. Но таких уже немного осталось. Я от всей души желаю создателям фильма удачи. На мой взгляд, это будет бомба!
***
Между прочим, уже известно, что есть и вторая версия фильма - телевизионная. Так что, как в свое время вышло с «Адмиралом», нам покажут далеко не всё, что имеют. И есть большая вероятность, что сюжет будет порой провисать. Но четыре серии еще когда выйдут! А посмотреть первый художественный фильм о Высоцком многим хочется уже сейчас.
Пять фактов о фильме
1. Название было другое
Изначально картину думали назвать «Мой черный человек». Так называлось стихотворение Высоцкого, написанное в том же 1979 году. Но по мере работы сценарий менялся, а с ним и история приобретала несколько иные черты - не столько о самоуничтожении, сколько о борьбе за жизнь, за любовь, за свободу, за творчество…
- Новое название подсказано строками из того же стихотворения: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: «Спасибо, что живой», - говорит Никита.
2. Снимали на раритетные объективы
Удивительную конструкцию из стекла и металла весом в 30 кг таскал на себе оператор-постановщик Игорь Гринякин. Под старинную оптику расточили современную камеру.
- Мировой кинематограф снимает качественное кино на анаморфот - это определенная система линз, система построения изображения, которая позволяет получать широкий экран без компьютерной графики, - рассказал он. - В СССР была школа анаморфота, но Россия ее утратила. Была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране - а мы все его помним, - надо снимать картину в анаморфоте. Решили использовать раритетные объективы, чтобы, во-первых, попасть в эпоху, а во-вторых, поддержать эту нашу зрелищность и красочность в большой постановке.
3. История голубого «Мерседеса»
В фильме задействована точная копия голубого «Мерседеса» 1974-го года выпуска (модель 450 W 116, четырехдверный седан), который появился у Высоцкого в 1976-м и стал первой иномаркой барда, официально зарегистрированной на его имя. Кроме абсолютного внешнего сходства, восстановленного по архивным документам, там и внутри всё - один в один. Даже магнитола. Ее Владимир Семенович почти всегда включал, будучи за рулем: на кассетах были его песни, записи спектаклей, и по дороге артист репетировал роли.
4. Уникальный грим
- В технологическом процессе есть и наши собственные разработки, которые являются абсолютным ноу-хау, и те, что используются передовыми художниками Голливуда, - говорит привлеченный к созданию образа барда Петр Горшенин, ранее работавший в «Дозорах» и «Турецком гамбите». - Очень трудно создать образ реального человека, тем более, которого знает вся страна... Чтобы добиться нужного результата на стадии подготовки, мне лично пришлось производить все этапы скульптурно-формовочных работ девять раз. По времени это заняло полгода. Эскизы заменили около пятисот фото знаменитости. После определенных комбинаций получался сложный многокомпонентный силиконовый состав, а из него - комплект пластических деталей: нижняя часть, нос, лоб - всё отдельно.
5. Солидная массовка
Только в Узбекистане каждый день было задействовано более 500 человек массовки, хотя съемки по времени совпали с уборкой хлопка, а найти статистов в это время - проблема. Всех соответствующим образом гримировали, одевали, обували. Костюмы образца 79-го частично привезли из Москвы, частично нашли на месте. Смены длились по 16 часов.
Андрей Питонов.