Копанки прикрывают от наказания
В сообщении СБУ, распространенном на этой неделе в средствах массовой информации о пресечении работы нелегальной шахты в Снежном, сообщалось, в частности, о том, что на ней работали в рабских условиях 45 шахтеров. На глубине свыше пятисот метров горняки добывали уголь, который организатор производства намеревался продавать за границу.
Почему в рабских условиях? А потому, что рабочим в последнее время не выплачивалась зарплата. В случае несогласия с условиями труда и оплаты шахтерам угрожали физической расправой. Чем не рабы? А долги составляют от пяти до 25 тысяч.
Убытки, нанесенные госпредприятию, на угольных полях которого в прошлом году развернули свою деятельность эти нелегалы, составили 7 млн. 153 тыс. грн. В сообщении также говорится, что в отношении злоумышленников избрана мера пресечения - подписка о невыезде. По этим материалам органами прокуратуры возбуждено уголовное дело, которое направлено в суд.
Впрочем, нелегальная добыча в данном случае, которым заинтересовалась СБУ, - только маленький штрих к тому масштабному разворовыванию недр, которым «славится» восточный регион области. Почему с ликвидацией остальных шахтенок, карьеров и пр. всё еще не могут справиться правоохранители? Ответ очевиден - потому что эту вакханалию «крышуют» те, до кого местной милиции и прокуратуре «не добраться». Высоко сидят.
Попытка корреспондента «Донбасса» в местном отделе СБУ уточнить и расширить эту информацию оказалась безуспешной: дежурный торезского горотдела службы безопасности Украины предложил согласовать всё с пресс-службой областного управления. Ее специалист Анна Сачко пояснила, что работник, который мог бы что-то разъяснить, в отпуске. А кроме него, никто ничего толком не знает.
Наши читатели часто жалуются на беспредел нелегалов-угольщиков, звонят в редакцию и в корпункт по поводу «дырок», копанок, сортировочных площадок...
В поселке Первомайский того же Снежного так и работает шахтенка у старого террикона возле школы, о которой «Донбасс» писал несколько раз! Мелкие копанки прикрыли, а эта, использующая ствол старой шахты, продолжает вывозить уголь. Читатели рассказывают, что грузовики и сейчас транспортируют его на сортировочные площадки у сел Степановка и Мариновка Шахтерского района.
Много обращений от жителей сел Петропавловского сельсовета этого же района. А в среду утром позвонил житель Шахтерска Зиядин Арифов, который от имени своих соседей с улиц Зорге и Осипенко попросил помощи в ликвидации сортировочной площадки (в народе - «пересып»). Он рассказал, что люди борются с ней уже не первый год, обращались к мэру, в прокуратуру, милицию. А уголь так и сортируют, сажа в прямом смысле слова отравляет жизнь горожан.
Прокурор Шахтерска Сергей Витульский пояснил, что в суде еще с прошлого (!) года находится иск к этой фирме об освобождении земельного участка. Он еще не рассмотрен. Почему? Обычная судебная волокита? Во благо кого?
Можно понять и аргумент «за» такие «пересыпы» и копанки тех, кто там трудится: другой оплачиваемой работы нет, а там - живые деньги, и не копейки, а тысячи. На днях на закрывающейся (она находится в ведении дирекции по реструктуризации шахтного фонда) шахте «Постниковская» в Шахтерске, которая уже пыталась весной объявить забастовку, снова прошло бурное собрание. На нем горняки, не получающие зарплату, грозились с 26 мая забастовать. Председатель профкома Светлана Кондратова рассказала, что шахтеры отказываются работать, хотя их и уговаривают: не будет добычи, вообще не будет заработка - он платится с денег от реализации угля. Но некоторые рабочие берут отпуска, чтобы устроиться… на дырки, где деньги платят. Жить-то надо, есть каждый день, одеваться-обуваться. А другой работы нет.
В последнее время задержки с оплатой труда стали обычным явлением и у нелегалов. Недавно мне позвонила знакомая девушка с мольбой:
- Теть Валь, моему парню не платят зарплату, можно как-то посодействовать?
Наивная девочка - оказывается, ее суженый работает на «дырке» в Шахтерском районе! Комментарии излишни!
В последнее время многие «дырочники» вот так «кидают» своих работников, объясняя всё тем, что их партнеры, скупающие уголь, не оплачивают товар. Сортировочные площадки, как известно, через некие мутные схемы поставляют уголь не только частным структурам, но и на ТЭСы. Раскрутить бы эти глобальные схемы. И тогда с большей гордостью можно было бы сообщать, что в отдельно взятом городке прикрыли одну шахтенку.
В то время как безнаказанно продолжают работать другие.
Валентина Постнова. Фото автора.