Как это было. Ветераны журналистики - об освободителях Донбасса
Сколько их - пронизанных болью, проверенных испытаниями, наполненных радостью Победы - в биографиях тех, кто прошёл сквозь "сороковые роковые". О судьбах некоторых из них, родившихся в нашем крае и ставших ему роднёй в качестве освободителей Донбасса, рассказывают в этой подборке ветераны журналистики.
Прикрывал своих, уничтожал врага
Не помню, в каком году впервые в средствах массовой информации появилась рубрика "Твои освободители, Донбасс!" Но в 1962 году, когда я пришёл работать на Донецкую студию телевидения в качестве редактора музыкальных передач, она уже существовала. Все редакции - политическая, драматическая, детская - к сентябрьской дате готовили свои передачи.
К 8 сентября в Донецк приезжало до 100-150 почётных гостей, участвовавших в боях за Донбасс, со всего Союза: рядовых, сержантов, офицеров всех родов войск. Их возили по местам боевой славы, организовывали встречи с жителями города. И, конечно же, приглашали принять участие в телепрограммах. Где их воспоминания чередовались с номерами, вошедшими в золотой фонд песенного искусства.
Однажды на торжества был приглашён прославленный лётчик-ас, дважды Герой Советского Союза Евгений Кунгурцев из Бердянска. Я готовил о нём очерк, встреча получилась памятной. Плотный, коренастый, увешанный боевыми наградами, он выделялся особой солдатской выправкой, уверенностью в себе. В те далёкие годы Евгений Михайлович был командиром 15-го гвардейского штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии. В небе над Донецком появился, как только вышел приказ: "Вперёд, на Донбасс!" Бомбил вражеский аэродром над Ясиноватой, поражал пулемётным огнём точки противника в районе Саур-Могилы. Смело и надёжно прикрывал свои войска, находил в воздухе врага. Однажды под Ждановом (ныне Мариуполь) расстрелял фашистского стервятника. Вражеская машина буквально разлетелась на куски.
- Когда начались бои за Миус, - рассказывал он, - мы, лётчики, поняли, что началось освобождение не только Донбасса, но и всей Украины.
Что и говорить, фашисты не хотели оставлять столь лакомый кусочек, богатейший край на урожаи и чёрное золото, путь к Волге и нефтяным источникам Кавказа. Создали сильную многоэшелонную оборону на реках Северский Донец и Миус. Гитлер даже издал строгую директиву: "Совершенно невозможно оставить противнику Донбасс, даже временно. Если бы мы потеряли этот район, нам нельзя было бы обеспечить свою промышленность сырьём". И таки потеряли, оставили... Всё благодаря мужеству наших солдат.
Орден - за Сталинград, медаль - за Донбасс
"90 лет - разве это возраст", - улыбается Иван Юнда, этот настоящий боевой полковник, кавалер восьми орденов и медали "За боевые заслуги".
На днях полковнику в отставке дончанину Ивану Юнде, который прошёл боевой путь от Сталинграда до Вены, исполнилось 90 лет. Но он по-прежнему бодр, энергичен, озаряет окружающих людей доброй улыбкой.
- С юбилеем меня поздравили дочь Ангелина, внуки Олег, Юрий, жена Зинаида Михайловна (кстати, с ней бывалый фронтовик прожил в мире и согласии 69 лет), - говорит Иван Филиппович. - Не забыл и город. Прислали тёплые поздравления и все 79 участников освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, проживающих в Донецке. Что меня очень тронуло - значит, я ещё нужен дончанам, и поэтому нахожусь в строю.
А вообще-то полковники в запас не уходят, они всегда остаются такими, какими были. 8 сентября для него - день особенный. Именно тогда он и его однополчане вошли в освобождённый город Сталино. До того было первое боевое крещение на улицах Сталинграда.
- Если откровенно, то порой думал, что не выживу. Такие бои разгорались кровопролитные, - признаётся он. - Ежедневно дома рушились на глазах, даже камни плавились. Вверенная мне батарея 76-миллиметровых орудий каждые три часа меняла дислокацию, ведь в любой момент нас могла накрыть вражеская авиация. После одного из боёв меня, малость контуженного, вызвал командующий Сталинградским фронтом генерал Ерёмченко и вручил орден Красной Звезды. Обнял крепко, расцеловал. Оказывается, он видел, как мы сражались.
Затем началась операция по освобождению городов Шахты, Новочеркасск, Ростов-на-Дону. К сожалению, мы понесли большие потери на реке Миус. Но разработанная командованием 5-й Ударной армии операция "Скачок" позволила нашим войскам преодолеть сопротивление немцев.
Никогда не забуду 23 августа 43-го. Мы только замаскировались в кукурузном поле возле села Степановка (Шахтёрский район), как на нас попёрли шесть танков, из которых я определил три "тигра". Ну, думаю, сотрут нас с лица земли. После первых трёх выстрелов бронированная машина, двигавшаяся в главном направлении, объятая пламенем, остановилась. Я к наводчику орудия Коле Мартынову, а он ранен в грудь, истекает кровью. Я занял место у панорамы орудия и отдал команду вести непрерывный огонь второму, третьему и четвертому орудиям бронебойными снарядами. Не знаю, что нам помогло, но моя батарея вывела из строя и остальные пять танков. В последний момент боя я был ранен осколком в правое плечо. Саур-Могилу мы взяли и пошли дальше на Снежное, Торез, Шахтёрск, Макеевку, Сталино. За успешное выполнение задач получил медаль "За боевые заслуги".
В боях за освобождение Югославии был ранен в ногу и проходил лечение в одном из госпиталей города Сталино, где и познакомился с симпатичной медсестрой Зинаидой. Полюбили друг друга и 4 сентября 44-го скрепили свой союз в городском загсе.
Победу встретил в австрийской столице Вене. Служил в Румынии, куда ко мне приехала молодая жена. В Сталино вернулись в 1950-м. 32 года я отдал службе в органах госбезопасности. Посещаю общеобразовательные школы Ворошиловского района, люблю общаться с людьми.
Рождённый в День Победы
Николай Чумаков: не стареют душой ветераны.
Цифра девять оказалась для Николая Чумакова знаковой: к своему первому бою на курсах молодого бойца он начал готовиться 9 сентября, сразу после освобождения Константиновки, День Победы встретил в эвакогоспитале. Память цепко сохранила все испытания военным лихолетьем. Не сможет забыть госпиталь в старом здании школы-интерната №1, где трудилась хирургом Мария Шулешова, заброшенная туда с разведывательной целью.
- Чтобы немцы не угнали нас в Германию мы, 15-летние пацаны, натирали подмышки чесноком или скипидаром: симулировали тиф или малярию, - вспоминает ветеран войны и труда. - А ещё помню, как прятали у себя дома раненого десантника. Потом Мария Васильевна, спасавшая мальчишек от угона, помогла переправить лейтенанта за линию фронта. Прислал письмо с благодарностью из Пермской области.
Только гитлеровцев выгнали из Константиновки - засобирался на войну. После обучения, получив обмундирование, он и его ровесники по тревоге направились пешим строем под Запорожье, где влились в 59-ю гвардейскую стрелковую дивизию Юго-Западного фронта. Там и прошёл проверку ужасами непроходимых днепровских плавней. То и дело, раздвигая заросли тростника, рогозы и осоки, они преодолевали заполненные водой воронки от взрывов мин. Единственной отрадой было пение камышовки, о которой так красиво рассказывала до войны учительница.
Со временем их фронт переименовали в III Украинский. В первом бою под Васильевкой стрелковый командир был ранен пулей в грудь. После лечения попал в 226-й гвардейский полк, где возглавил отделение. Николай Фёдорович с горечью вспоминает ребят, которых терял на фронтовом пути. Особенно запомнилась сержанту Ясско-Кишенёвская операция в конце августа
1944-го. Была Румыния, Болгария. А затем, после освобождения Белграда, уже через дунайские плавни - выход к венгерской земле. При форсировании Дуная - третье ранение, в ногу - оторвало пятку. Долго лечили его в Одессе и Днепропетровске. В городе на Днепре он и встретил День Победы, ощущая себя дважды именинником.
В город детства солдат вернулся год спустя на костылях. Потом перешёл на тросточку. Немного постажировавшись на тепловозе-"кукушке", стал машинистом. Сколько вагонов с апатитами, калиевыми солями да прочими грузами химзавода перевёз за 40 лет, не сосчитать (сейчас на этом участке его сменил сын Сергей). В праздники грудь боевого гвардейца украшают многочисленные награды. Хоть и ноют по ночам старые раны, но не поддаётся им Николай Фёдорович - ветеран войны и труда, инвалид I группы.
Владимир Бешуля, Дмитрий Ильенко, Иван Симинченко.